0091
Обзоры >
|
Эту и другие программы вы можете купить в eCo Shop
|
Про оплату пластиковыми картами
Давно ничего не писал, что бы многа букав. Сегодня в одном заведении меня
отказались обслужить по пластиковой карте и требовали паспорт. Побеседовал.
Потом заведение извинилось и карту к оплате приняли.
Для начала термины и определения. С ними все просто:
Авторизация - это такая процедура, в результате которой
эмитент предоставляет разрешение для проведения операции с использованием
пластиковой карты и порождающее его обязательство по возмещению суммы операции.
Код авторизации является подтверждением проведенной Авторизации.
Пластиковая карта - это такое средство для составления
документов (в том числе в электронном виде) в целях осуществления расчетов в
соответствии с законодательством и правилами платежных систем.
Банковская карта (карта) - платежная карта, предназначенная
для оплаты товаров, услуг.
Импринтер - если кратко, это такой вид оборудования,
предназначенного для проведения авторизации посредством нанесения оттиска
пластиковой карты на слип.
Всяческое оборудование (посы, терминалы, банкоматы и т.д.) -
всяческие устройства и / или программное обеспечение предназначенные для
совершения с их помощью операций с использованием пластиковых карт.
Платежная система - это такое юридическое лицо, устанавливающее
с учетом действующего законодательства правила взаимоотношений между субъектами,
принимающими участие при совершении операций по пластиковая картам. Если проще
ассоциация банков, осуществляющая разработку, реализацию и функционирование
программ, продуктов и услуг по банковским картам.
Слип - это такой документ в бумажном виде, состоящий из трех
частей, предназначенный для нанесения оттиска с пластиковой карты с помощью
импринтера.
Стоп-лист - это такие списки, содержащие номера пластиковых
карт, по которым запрещено проведение операций.
Точка реализации - это такая дыра точка
обслуживания, которая обеспечивается оборудованием любого банка для приема
пластиковых карт в оплату товаров, ну или работ или услуг там.
Электронный терминал - это тот самый вид оборудования,
предназначенный для считывания данных пластиковой карты и проведения
авторизации в электронном виде.
Электронный отчет - это такой сводный документ в электронном
виде, сформированный при совершении операций по пластиковым картам с помощью
электронного терминала.
Эмитент - это любой банк, осуществляющий выпуск (читай эмиссию)
пластиковых карт.
Банк-эквайер - кредитная организация, являющаяся участником
платежной системы и осуществляющая расчеты с предприятиями торговли (услуг)
по операциям, совершенным с использованием банковских карт.
Банк-эмитент - кредитная организация, являющаяся участником
платежной системы и осуществляющая эмиссию банковских карт.
Возврат платежа - операция, инициируемая банком-эмитентом в
соответствии с правилами платежной системы и оспаривающая предъявленную
банком-эквайером транзакцию. Результатом операции "возврат платежа" является
списание денежных средств со счета банка-эквайера и зачисление на счет
банка-эмитента.
Возврат покупки - операция, оформляемая в торгово-сервисной
точке при возврате товаров (отказе от услуг), оплаченных с использованием
карты, следствием которой является возврат суммы операции на счет держателя
карты.
Держатель карты (держатель) - физическое лицо, он-же
кардхолдер (card hodler) уполномоченный банком-эмитентом пользователь карты.
Документ по операции - чек электронного терминала,
слип - документ, подтверждающий проведение операции с использованием
карты/реквизитов карты.
Код авторизации - буквенно-цифровой код, подтверждающий
успешное проведение авторизации.
Контрольная лента электронного терминала - отчет,
распечатываемый электронным терминалом и содержащий информацию о транзакциях,
совершенных на электронном терминале за определенный период.
Отмена авторизации - процедура отмены успешной авторизации
в случае, если операция по карте не завершена.
Реверсивная транзакция - финансово-информационное сообщение,
которое банк-эквайер направляет в платежную систему для отмены ранее
направленной транзакции (например, в случае ошибочного предъявления транзакции).
В результате обработки этого сообщения происходит списание денежных средств
со счета банка-эквайера (со счета Предприятия торговли/услуг) и зачисление
их на счет банка-эмитента (на счет держателя карты).
Сводный чек электронного терминала - бумажный отчет,
распечатываемый электронным терминалом и содержащий итоговую информацию
по операциям, совершенным на электронном терминале за определенный промежуток
времени.
Торгово-сервисная точка (ТСТ) - структурное подразделение
Предприятия, в котором установлено оборудование Банка на основании Договора
между Предприятием и Банком и где осуществляется продажа товаров/предоставление
услуг Держателям банковских карт.
Чек электронного терминала - документ по операции,
распечатываемый электронным терминалом и содержащий информацию о проведенной
с использованием карты/реквизитов карты операции.
Электронная сверка итогов - процедура передачи от электронного
терминала в Банк информации об операциях, совершенных на электронном терминале
с использованием карт за определенный период.
Электронный терминал - электронное программно-техническое
устройство, предназначенное для совершения операций с использованием карт
(в том числе, дополнительное оборудование и специальное программное
обеспечение контрольно-кассовых машин, позволяющее принимать к обслуживанию
банковские карты).
Краткая суть договора между банкой и торговой точкой - предприятие организует
прием карт, перечисленных, в качестве средства оплаты товаров (услуг) и
обработку информации на оборудовании Банка. В соответствии с условиями
договора перечисляет предприятию суммы операций, совершенных на предприятии
с использованием карт, за вычетом платы за выполнение банком расчетов в
соответствии с условиями договора.
В рамках договора обычно проводиться инструктаж персонала предприятия по
порядку совершения операций с картами. Также банк может проводить указанный
инструктаж вновь принятого на работу персонала " но точка открыта " акт о
готовности ТСП получен -
всем похуй.
С терминами закончили. Про процессинг и экварнинг: в целом, банки создают
специальные списки и правила платежных систем, лимиты по операциям,
производимым с использованием пластиковых карт в местах реализации.
В них указывается наименование места реализации и вид обслуживания,
т.е. платежная система (большие компании ala United Card Service (UCS),
"Кардцентр" и "Мультикарта"), размер лимита, и тип карты VISA или MasterCard.
Данные лимиты не являются пределом обслуживания держателей по картам,
а указывают сумму операции, сверх которой карта нуждается в запросе кода
авторизации (запомните далее это важно). По операциям, превышающим лимит,
установленный банком по соответствующей платежной системе. Обычно указанные
лимиты доводят в добровольно-принудительно-обязательном порядке до сведения
всех кассиров, бухгалтеров и других людей, кто непосредственно работает
с клиентами организации или оформляет слипы по картам.
Любой магазин, в целом, в праве, попросить предъявить документ (читай паспорт).
Права отказать в обслуживании, при отсутствии - нет. Однако эмитент и
экваринговые компании, обслуживаемые ими точки, магазины, заправки,
кафе перестраховываются испытывают столь сильные и внезапные эмоции
страха, что при виде карты вызывают сами у себя медвежью болезнь в
квадратно-гнездовом формате.
Следовательно для держателя карты создается не нужный геморрой. Заставляют
предъявлять документы, чем нарушают правила платёжных систем. Мало того - ваши
права покупателя.
Имеет смысл тратить время на обучающую беседу только в том случае, если в этой
точке продаж предполагается часто обслуживаться. Можно ещё ради прикола пролить
свет истины, когда нечем заняться. В остальном - пустая трата времени.
Ещё довольно глупо заниматься этим в выходные дни, когда на точке обслуживания
нет начальства.
Если вам отказали в обслуживании, и требуют документ, помните о том, что
кассир только исполнитель и очень редко, где может принять решение
самостоятельно. Лучше сразу упасть на пол, заплакать и сучить ногами,
позвать старшего кассира, старшего администратора, управляющего и прочих
высоких лиц. Сразу объявите, что неплохо подкованы в вопросе и что намерены
добиться обслуживания.
Это примерно 98 процентов успеха.
Смело интересуйтесь, кто и на основании, каких документов требует предъявить
паспорт. Кстати почему паспорт? А потому, что мы, сука, в России. У нас это
только паспорт. В случае если человек военный, то военный билет, и то в случае
если это офицер у которого нет паспорта. Права на автомобиль, студенческий,
пропуск на работу - без разницы, у нас законодательство не делает особых
различий. Документ, выданный государственными органами ничем не лучше
документа, который, выдала вам ваша работа, например пропуск. Ещё раз - для
гражданина России нет другого удостоверения, нежели паспорт. Все. Точка.
Отвлекся, продолжаю: в случае отказа показать паспорт начинается обычный
геморрой. Самое первое, что говорят это о том, что несет личную ответственность
зарплатой за эту сумму. Это бред. Все риски несут банки issuer и процессинговая
компания aquirer которая обслуживает точку продаж.
Второе, о чем любят петь песни, так это о том, что как мы без паспорта вычислим,
что это твоя карта? Легко! Нужно сверить подпись, она для этого и придумана.
Но можно ведь подделать подпись! Хотя подпись для того и придумана, что это
такой росчерк, который никто другой в мире оставить не может. Хотя не стоит,
конечно, рассказывать кассирам про графологию и графологическую экспертизу,
не за этим мы бой с невежеством затеяли.
Третье, опять начнут ныть про паспорт. Паспорт. Паспорт. Требуйте показать
документальное подтверждение процессинговой компании. Обычно "херня в файлике",
которая весит на кассах (типа объявление) требованием не является. Очень часто
начинают лечить за договор обслуживания по пластиковой карте. Мол, в договоре
указанно требование предъявлять документы. Можете перечитать ради интереса.
Такого там нет и пусть попробуют доказать обратное.
В любом случае если документальное подтверждение предъявить не смогут, а если
смогут, то в лучшем случае мы прочитаем про рекомендации процессинговой
компании о том, что и как нужно делать. Какую сумму считать максимальной.
Желательно бы показать документ, и проверить
PIN код карты, что бы удостовериться на все сто процентов. Скажу
честно, в случаи, когда бы требования имели юридическую силу, я ещё не попадал,
слышал, но лично не встречалось.
Если это все не помогает - требуйте для авторизации ввести ваш
PIN код.
А если и это не помогает - то требуем письменный отказ вас обслужить.
Это и будет полная победа. Собирайте лавры. Дополнительно можно обратиться в
ваш банк и если банк за вас горы свернет (к удивлению, бывает и такое), то
можно спокойно, с толком, с расстановкой сообщить дату, время, место, и фамилию
дежурного администратора / кассира / начальства, а потом через недельку другую,
поинтересоваться результатами просвещения торговой точки.
Обычно, в России никто с процентами при оплате "кредиткой" не заморачивается,
потому-что в 99% у населения карты дебетовые. С дебитными картами способ
авторизации не имеет особой разницы, кроме разве, что удобства. И все-же, как
правильно работают кредитки? Например в Америке. С кредитной картой всегда
можно выбрать один из двух сценариев:
credit + ID or signature or ZIP code
(на заправке) - обычная покупка и 0%
debit + PIN - покупка проходит как
cash advance с большими процентами
Пришел в магазин, цапнул котлетку набрал товара, на кассе чиркнул
картой через ридер, подписал кассиру чек - кассир может попросить показать
удостоверение личности и сверить с написанным на кредитке - всё. Продавцы
иногда спрашивают "debit or credit" или вы сами кнопкой выбираете.
У кредиток конечно, еще есть
PIN код, его можно использовать для снятия наличных в банкомате. Если
я снимаю наличные с кредитки, даже в родном банкомате, то на этот баланс сразу
же начинает накручиваться большой процент (до 30% годовых) до тех пор, пока я
не погашу его в полном объеме. И процент там начинает накручиваться такой, что
лучше этого никогда не делать. Я даже не знаю
PIN
ни к одной из своих кредиток, чтобы искушения не было. При обычной же покупке
на кредитку никакой процент не накручивается, если я погашу долг в течении
оговоренного срока (т.н. grace period, что-то около месяца).
В России стандартна ситуация, когда идешь на магазин, на кассе проводишь
кредиткой через ридер, а тебя спрашивают PIN. Немая сцена.
Вопроса возникает собственно два:
Нельзя ли как-то обойтись без
PIN? ? Я же легко
могу доказать, что я это я, и кредитка выписана на мое имя.
PIN на карточку
я мог бы установить, позвонив в банк - Но не будет ли ввод PIN в магазине разрешением на съем денег
с кредитной карточки в режиме "дебита" под большой процент - Как если бы я
снимал с нее наличность в банкомате.
Так вот, если по кредитке ввести
PIN,
то продавец в принципе действительно может снять деньги с карточки
в режиме "cash advance", а может и в режиме "кредита".
В любом случае полагаться на добросовестность продавца я не советую.
Опять же, в целом, с точки зрения нашего существующего законодательства,
требование предъявить паспорта при оплате по пластиковой карте противоречит
закону, потому что пластик приравнен к наличности, но, к сожалению,
законодательство и правила VISA/MC Красноярским торговым точкам, очень часто
не указ...
Отдельно вспоминается аццкий ад с гастрономом
Командор. Когда при
оплате пластиком, девочка-кассир брала и переписывала данные пластиковой карты
и паспортные данные в разлинованную тетрадку. Вот где сейчас эти тетрадки,
интересно? Попадёт кому в руки такая тетрадка, и? Махинации, контракты, покупки
через интернет, заблокируйте мою карточку, регистрация договоров, липовые
покупки... много интересного сотворить можно...
Выводы? Да, собственно, никаких выводов.
- Автор
- Дата
- Оригинал: http://brj.pp.ru/wiki/useful/plastic-card
Комментарии
|